СВЯТОЕ ОЗЕРО
|
Ёсць
у Бесядзі Хоцін вір, |
А
за рэчкаю – вёска Хоцімск, |
Дзе
легендай народ апавіў |
Імя
слаўнай, прыгожай Хоці. |
|
С.
Пацёмкін |
В Костюковичском районе есть озеро Святое. Тёмная
вода в этом озере, его окружают крутые мрачные берега. Глубину этого озера ещё
никто не мог измерить. Смутно здесь днём, страшно ночью. Но когда-то и здесь
кипела жизнь. Озеро славилось не только своей удивительной красотой, но и древними
легендами. Когда-то на этой земле жило древнее
славянское племя Радимичей. Радимич — от имени князя Радим. Славился этот князь
не только своим богатством. Ещё большую
славу его составляла единственная дочь Хоть. Не было прекраснее и стройнее, не
было веселее и умнее Хоти. Слава о красоте и уме Хоти далеко разошлась по радимичской
земле и по землям соседей. От женихов не было отбоя. Её руки искали славные
князья радимичские, и кривичские, и полочанские. Дивясь ей, женихи уезжали
восхищённые, и в память о ней строили и называли городки. Отсюда и идут
названия Малый Хотимск, Хотимск, Хотин, Хотовеж. Из всех женихов только два
остановили на себе внимание Хоти - это Ирвидуб из Пропольска и Лада из
Светилович. Оба были красавцами, богатырями, оба они ходили в лес на медведя, оба могли построить дом. Но никак не
могла выбрать девушка. И решила Хоть устроить соревнование
между юношами, проверить их на силу, ловкость и меткость. И первое задание – кто
дальше бросит камень. Камень Ирвидуба полетел дальше, чем камень Лада. Затем Хотя
отправила молодых людей на охоту. Кто большего зверя принесёт, за того и выйдет
замуж. Пошли Ирвидуб и Лада на охоту. Пришёл Лада с лисой, а Ирвидуб с
медведем. И здесь у Ирвидуба добыча лучше. И устроила Хоть им последнее состязание:
попасть в яблоко стрелой из лука. После соревнований, из которых Ирвидуб вышел
победителем, Хоть решила выйти за него замуж. Очень сильно расстроился Лада.
Месть закрыла ему очи. Выследил Лада Ирвидуба и убил его из лука. Умирая,
Ирвидуб проклял Ладу. Долго страдала Хоть, а Лада продолжал её любить. Много
ботинок износил, истоптал у крыльца Хоти, всё стоял на коленях и молил о прощении.
Тогда решила она проверить его ещё раз. Послала его Хоть на могилу убитого Ирвидуба
и приказала ночевать там. Пришёл Лада ночью на могилу и стал умолять о прощении.
И услышал он голос: «О, Боже на небе, покарай ту душу виновную». И услышал Лада
грозный ответ: «Покараю, да в сто лет». Вернулся Лада к Хоти и пересказал всё,
что слышал. Подумала Хоть, что не проживёт она больше века, не дождётся кары
этой, и вышла замуж за Ладу. А на месте гибели Ирвидуба была построена церковь.
Через 100 лет ушла эта церковь в землю, а на её месте образовалось озеро. С тех
пор его называют Святым.
С этим
озером связано много странных необъяснимых случаев. Один из таких случаев
заслуживает особого внимания. Однажды парень и девушка решили покататься на
лодке. Никто не знает, что случилось в тот злопамятный день, но факт в том, что
оба они утонули. Тело девушки всплыло сразу, а парня долгое время не могли
найти. Тогда мать несчастного обратилась к старой бабке-шептунье. Шептунья
посоветовала матери утонувшего парня пустить по воде святую икону, которая
должна была показать, где ее сын. Женщина так и сделала. Икона проплыла пол-озера
и остановилась. На том месте, где остановилась икона, и было найдено тело
юноши. Долгое время люди не могли поверить, что такое бывает, но чудеса
случаются. После этого злопамятного дня многие боялись ходить на это озеро. Родители
больше не пускали детей одних гулять и сами остерегались таинственной воды. А
многие стали уважать место, где они живут, и по праву называли его СВЯТЫМ.
Находится озеро в лесу, вблизи выселенных уже
деревень Слободка, Хотимск, Момоновка, в бассейне реки Беседь (левый приток реки Сож), в
24 км. на юго-запад от города Костюковичи и примерно в 0,7 км. на северо-восток
от деревни Заречье. Площадь водного зеркала озера составляет 0,26 км?,
длина равна 0,63 км, ширина: максимальная – 0,57 км, средняя – 0,41 км;
глубина: максимальная – 6м, средняя – 2,4м. Длина береговой линии 2,35 км.
Объем воды составляет 0,62 млн. м?. Водосбор площадью 5,25 км? низинный.
Котловины озера округлой формы. Берега песчаные, преимущественно низкие
(на западе и северо-западе высокие), поросшие кустарником и редколесьем,
местами лесом. Склоны высотой до 3 м пологие. Южный склон высотой 10 м распахан.
В южной части озера находится залив. Дно озера выстлано кремнеземистым
сапропелем, который занимает более 40% площади озёрной чаши (0,108 км?). Запасы
сапропеля составляют 255,8 тыс. м?, максимальная мощность отложений – 7,5 м,
средняя – 2,18 м. Согласно рыбохозяйственной классификации озеро относится к
окунёво – плотвичным водоёмам. В
озере обитают окунь, плотва, лещ, щука, карась и другая рыба.
Это озеро по праву могло бы стать
объектом паломничества агроэкотуристов, если бы не одно «но». Расположено оно в
зоне, где уровень радиации достигает до 40 Ku/кв.км. Поэтому нахождение здесь
людей небезопасно, о чем говорят и запрещающие знаки, установленные на дорогах,
ведущих к озеру.
РЕКА
ЧЕРНОУТКА
Река в Костюковичском районе Могилевской области,
правый приток реки Чернявка (бассейн Днепра). Длина 8,8 км. Начинается в 0,5 км
к востоку от бывшей деревни Рвенск, устье в бывшей деревне Самотевичи. Русло на
протяжении 6,9 км от истока канализовано.
О происхождении названия реки Черноутка сохранилась легенда. В далекие времена,
когда еще ничто здесь не имело имени, эти земли были покрыты густым лесом,
который подходил к самой реке. Это красивое место издавна привлекало к себе
людей. Они начали селиться здесь. На берегу речки построили дома. Река была
широкая, глубокая. Пошли однажды ребята купаться, и один из них утонул. Долго
родители не могли смириться с таким горем. И решили они покинуть это место. Но
через некоторое время они опять вернулись. И всё было бы хорошо, если бы и
другого сына «не забрала» река. После такого
происшествия люди решили, что река «глотает» людей, как черная утка глотает червяка, поэтому они
назвали эту реку Черноутка.
РЕКА ЧЕРНЯВКА
Река в
Костюковичском р-не Могилёвской обл., правый приток р. Беседь. Длинна 17 км.
Начинается мелиоративной канавой в 2,2 км к востоку от деревни Рвенск, устье в
0,5 км к юго-востоку от д. Киселёвка. Приток — река Черноутка. Русло
канализировано в 1964 и 1980 в верхнем течении на протяжении 8,7 км от истока.
Протекает по Костюковичской равнине.
ЖЫВАТВОРНАЯ СТУДНЯ
Тэрыторыя
Беларусі пакрыта не толькі рэкамі і азёрамі. У краіне ёсць таксама мноства
святых крыніц. Усе яны мясцуюцца ў маляўнічых кутках Сінявокай. Легендамі
абвеяны гісторыі ўзнікнення крыніц. Тысячы турыстаў прыязджаюць у Беларусь, каб
пазбавіцца ад хвароб, адчуць прыліў сіл і выпіць гаючай вады з крыніц.
Адной з
такіх крыніц з’яўляецца святая Студзянецка-Ліпаўская крыніца, якая знаходзіцца
непадалёку ад аграгарадка Новыя Саматэвічы.
З легенды ,
якая дайшла да нашых дзён, вядома, што даўным-даўно на стогадовым дубе з’явіўся
Божы знак – абраз Прасвятой Багародзіцы, а ўнізе ад схілу гары (на якой і рос
дуб) пачалі біць ключы «жывой вады». Сталі людзі браць гэтую ваду, і многія
пазбавіліся ад рознай немачы. Таму і назвалі крыніцу ля вёскі Студзянец Святой.
Маючы гаючую
сілу, крыніца праславілася сярод жыхароў тагачаснай Касцюкоўшчыны. Ішоў час, і
слава пра цудатворную крыніцу
разыходзілася ўсё далей і далей.
Існуе і яшчэ
адна легенда аб гаючай сіле тутэйшай крынічнай вады. Яно не такое і даўняе,
адносіцца да канца XVIII стагоддзя. Малады памешчык з роду Цеханавецкіх, што ўладарылі на гэтай
зямлі, пасля жаніцьбы доўгі час не мог мець дзяцей. Муж і жонка гэтай з’явай
былі вельмі засмучаныя. Маючы фінансавыя магчымасці, яны звярталіся да ўрачоў і
лекараў, але ні паездкі ў Санкт-Пецярбург і Парыж, ні іншыя меры, якія прымаліся
імі, не прыносілі станоўчага выніку. Маладыя ўжо зусім страцілі надзею, і тут
на іх шляху сустрэўся старац, які параіў мужу і жонцы звярнуцца да сілы
крыніцы. І так, у Дзень Святога Духа Цеханавецкімі быў арганізаваны хросны ход
ад Свята-Петрапаўлаўскага храма (м. Студзянец) да крыніцы, дзе пры вялікай
колькасці народа і быў адслужаны вадасвятны малебен. Пасля здзяйснення
набажэнства і асвячэння вады Уладзімір з жонкай (Цеханавецкія), абмыўшыся «цэльбаноснай» вадой, далі абяцанне Богу: калі іх малітвы будуць пачутыя і ў іх народзіцца
дзіця, то ў памяць і падзяку за такі цуд яны ўзвядуць над крыніцай невялікую капліцу.
Чакаць доўга
не прыйшлося. Праз пэўны час у Цеханавецкіх нарадзіўся хлопчык. Малады паніч
стрымаў слова і выканаў сваё абяцанне. Асвячэнне капліцы адбылося ў дзень
Святога Духа. З таго часу менавіта на гэтае свята тут збіраецца шмат людзей,
каб памаліцца, выпіць і набраць з сабою гаючай вады.
На жаль, у
30-я гады мінулага стагоддзя панскую капліцу спалілі. Спрабавалі засыпаць і
крыніцу. Але вада знаходзіла пуцявіну і прабівалася на паверхню. Людская сцяжынка
да крыніцы ніколі не зарастала. У 1942 годзе жыхары зрабілі новы зруб і
апусцілі яго ў крыніцу, а на месцы стогадовага дуба, дзе з’явіўся абраз
Прасвятой Багародзіцы, паставілі высокія дубовыя крыжы. Ішоў час. Калодзежны
зруб і крыжы паступова прыйшлі ў заняпад. І толькі ў 1992 годзе крыніцу зноў
прывялі ў належны выгляд, удыхнуўшы ў яе новае жыццё. Была вычышчана крыніца,
адноўлены зруб, пабудавана капліца, прыведзена ў належны стан прылеглая да яе
тэрыторыя. З таго часу і аднавілася традыцыя ў Духаў дзень здзяйсняць
вадасвятны малебен каля студні. І сёння, па завяршэнні будаўнічых работ, тут
ёсць магчымасць не толькі абмыцца святой вадой і набраць яе для хатняга
карыстання, але і акунуцца ў пабудаванай для гэтага «купелі».
Цікавая
гісторыя і дуба. Аднойчы ў яго вершаліну ўдарылася маланка, і волат стаў
засыхаць. Але з-пад пня прабіўся новы парастак, які зараз вырас таксама ў
сапраўднага волата.
Літаратура:
1. Авхачева, А. Святая криница
/ Анастасия Авхачева // Голас Касцюкоўшчыны.— 2009.— 28 сакавіка.— С. 4.
2. Авхачева, А. Святое озеро /
Анастасия Авхачева // Голас Касцюкоўшчыны.— 2009.— 28 сакавіка.— С. 4.
3. Бондараў, В. На свят-крыніцы
ў Студзянцы / В. Бондараў // Голас
Касцюкоўшчыны.— 1992.— 27 чэрвеня.— С. 2.
4. Кубека В. Жыватворная студня
/ Віктар Кубека // Народная газета.—2009.— 28 кастрычніка.— С. 15.
5. Салабуто, М. Новая жизнь
Святому источнику / Михаил Салабуто // Голас Касцюкоўшчыны.— 2009.— 3 чэрвеня.—
С. 7.
6. Святое возера // Блакітны
скарб Беларусі: энцыклапедыя. – Мінск, 2007. – С. 374.
7. Чарнавутка // Блакітны скарб
Беларусі: энцыклапедыя. – Мінск, 2007. – С. 449.
8. Чарняўка // Блакітны скарб
Беларусі : энцыклапедыя. – Мінск, 2007. – С. 453.
|